Плюсы и минусы краудфандинга

8 ноя 2017 в 14:42

Краудфандинг становится популярным способом привлечения инвестиций для запуска стартапов. Использовать «народное финансирование», чтобы дать старт новому бизнесу или благотворительному проекту на первый взгляд легко, но у него есть свои подводные камни. Как правильно оценить плюсы краудфандинговой кампании и рассчитать возможные риски?

Поиск инвестора для новой идеи – занятие сложное. На крауд-платформах количество проектов велико, и реклама идеи может не принести результата. Чтобы собрать достаточный капитал для своего стартапа, нужно хорошо понимать механизм работы крауд-кампании.

Что такое краудфандинг

Краудфандинг – способ привлечения большого числа непрофессиональных инвесторов. Механизм его работы прост. Автор идеи запускает проект и презентует его потенциальным вкладчикам. Нужен инвестор для нового продукта? Добро пожаловать на крауд-платформу.

Если к проекту возникает интерес, средства на него собирают «всем миром». В качестве награды за участие в финансировании автор может пообещать инвесторам первые образцы продукта, скидки на новые услуги, упоминание в рекламных материалах. Финансирование через краудфандинг успешно проходят социальные и благотворительные проекты.

При запуске краудфандинговой компании на специальных сетевых сервисах существуют определенные правила:

  1. устанавливается срок сбора средств;
  2. на некоторых ресурсах при недоборе заявленной суммы все средства возвращаются вкладчикам;
  3. на этапе размещения проект проходит модерацию у специалистов крауд-платформы на соответствие всем законодательным нормам.

Успешными крауд-проектами часто оказываются творческие произведения – спектакли, записи музыкальных альбомов, издание книг.

Преимущества краудфандинга

На Западе краудфандинг, как метод привлечения начального капитала, используется достаточно давно. В странах бывшего СНГ и России – это новое, развивающееся направление инвестирования. Чем «народное финансирование» привлекательно для стартаперов?

Плюсы краудфандинга:

  1. относительная простота оформления – юридически формальности сведены к минимуму, запуск проекта на платформе требует только удостоверения личности автора;
  2. отсутствие риска попасть под давление единственного инвестора, отдав ему в руки все финансовые рычаги;
  3. эффект «сарафанного радио» — люди, вложившие средства в стартап, будут поддерживать его, рекламировать среди друзей и сослуживцев и привлекать к нему внимание (а с ним и дополнительных вкладчиков);
  4. отсутствие юридической ответственности перед инвесторами – вложения в стартапы относятся к разряду рискованного финансирования и если идея «не выстрелит», автору не придется возмещать вкладчикам их средства.

Краудфандингом пользуются тогда, когда поиск крупного инвестора нецелесообразен. Проще говоря, когда проект не обещает миллиардных прибылей и мгновенной окупаемости. Чаще всего такие проекты строятся на базе идей инновационного продукта в сервисных услугах либо социально значимых и благотворительных кампаний.

Недостатки краудфандинга

Кажущаяся простота такого способа поиска инвесторов, делает краудфандинг очень привлекательным для стартапа. Но и в нем есть свои минусы:

  1. риск потери авторства – выложенный на краудфандинговом сервисе инновационный проект может стать объектом плагиата. Если продукт не является объектом авторского или патентного права либо на него не оформлены соответствующие документы, идею может перехватить кто угодно;
  2. не каждая идея сможет стать объектом краудфандинговой кампании – платформы для размещения крауд-проектов довольно придирчиво относятся к тематике, презентационным материалам. Есть ограничения на размер заявленной суммы;
  3. вложения в такие проекты для инвестора – рисковые вложения. Автор может собрать деньги и просто исчезнуть с ними. Процент риска каждый донор определяет для себя сам.
  4. размещение инновационной идеи с лозунгом «ищу инвестора для бизнеса» без подробного бизнес-плана, презентационных материалов и расчетов на крауд-сервисах невозможно. В первую очередь такой способ требует проработанной рекламной кампании и грамотного резюме проекта.

Несмотря на некоторые сложности и недостатки краудфандинга — это самый быстрый и юридически несложный способ собрать стартовый капитал для стартапа.

В Казахстане авторы инновационных идей могут попытать счастья и презентовать свои проекты на крауд-платформе Start-time.kz. На ней реализуются кампании по сбору средств для бизнеса, социальных и благотворительных акций. Наша площадка предлагает своим клиентам помощь в оформлении и презентации проекта, гибкие условия ведения кампании по привлечению капитала.

HandMade Shop изделия ручной работы от хендмейдеров Казахстана

Мы предлагаем изделия ручной работы от hand made мастеров Казахстана, по самым доступным ценам. Приобретайте изделия и поддерживайте казахстанское производство. Каждое изделие пропитано любовью и большими трудолюбием.